Русский язык и литератураСуббота, 04.05.2024, 18:45

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Я приветствую Вас на моём сайте. На нем вы найдёте методические материалы для учителей русского языка и литературы. Буду рада узнать ваше мнение!
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]
ФГОС [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 154

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Кто не ценит собственного здоровья,

тот меньше заботиться и о других людях.

В.М. Шепель

 Стабильная тенденция ежегодного снижения здоровья учащейся молодежи – вот проблема, с которой столкнулось образование в отношении здоровья школьников. Многочисленные школьные факторы риска для здоровья детей создают предпосылки к возникновению у школьников стрессовых перегрузок, следствием которых является развитие у них хронических заболеваний. В связи с этим за последние годы наша школа обрела стремление к таким формам и методам организации обучения школьников, в которых прослеживается приоритет сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В связи с этим, все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий (хотя универсальных технологий здоровьесбережения не существует), речь должна идти о системе взглядов на организацию здоровьесбережения в школе, о направлениях профессионального самосовершенствования, о комплексных подходах и способах разрешения педагогических ситуаций.

Здоровье ребенка, его социально психологическая адаптация, его рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет Для ребенка  от 7 до 17-18 лет этой средой является школа, т.к.  более 70% времени его бодрствования связаны с ней. Следует приложить максимум усилий, чтобы школа не была , либо перестала быть фактором, вредящим здоровью школьников.

         Ребенка можно назвать здоровым, если он:

        - в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

        - в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

        - в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;

        - в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

 По данным Министерства образования Российской Федерации, среди поступающих в первый класс только 12% здоровых детей, к выпускному классу их численность сокращается вдвое. По данным Института возрастной физиологии детей и подростков РФ, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений.  Таким образом, можно считать, что в школьные годы дети утрачивают здоровье под воздействием условий проведения  учебно-воспитательного процесса, а сама система образования является здоровьеразрушающей и здоровьезатратной.

     Исходя из всего вышеизложенного, цель и задача учителя в рамках здоровьесберегающих технологий в следующем:

    - создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье; 

   - формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;                                                       

    - знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.            

В литературе описаны факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:

1.      Недостаточное соблюдение гигиенических требований как к организации учебного процесса, так и к образовательной среде. Например, изучение динамики умственной работоспособности учащихся показывает, что учебная нагрузка зачастую приводит к перенапряжению их механизмов адаптации.

2.      Несоответствие между школьными требованиями и потребностями , а также психофизическими возможностями учеников.

3.      Авторитарный, антигуманный характер взаимоотношений.

4.      Отсутствие в образовательном процессе специальных мер, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса в современной школе. Следовательно, выявление критериев валеологической обоснованности школьного урока и построение урока на валеологической и эргономической основе (эргономика – наука, изучающая оптимальные условия труда с целью увеличения его производительности и сохранения сил, времени, энергии, работоспособности и здоровья человека) является важным условием преодоления энергозатратного характера образования.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно; длительно и непрерывно (в течение 9-11 лет).

В то же время психологические исследования показывают, что состояние здоровья школьников во многом  (если не в основном) определяется не нормированием нагрузки, а психологическими факторами. Состояние стресса, т.е. перегрузка нервной системы, возникает не тогда, когда ребенку дают слишком много заданий, а когда отсутствует внутренняя мотивация учебной деятельности.

Такой подход позволяет выделить в качестве доминирующего критерия валеологической обоснованности урока соблюдение принципа природосообразности, который понимается как соответствие образовательного процесса базовым потребностям и психологическим возможностям ребенка.

Поэтому при подготовке к уроку следует учитывать динамику активности учащихся на уроке:

1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент, психологический настрой на усвоение материала урока);

5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

21 – 35 минуты  - снижение работоспособности (физкультминутка, закрепление материала);

36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

Принцип природосообразности предполагает также применение образовательных технологий личностно ориентированного характера. Это, прежде всего, предполагает создание в ходе образовательного процесса ситуаций, стимулирующих субъектную активность учащихся, формирование внутренней учебной мотивации.

Валеологически обоснованными являются образовательные технологии, ориентированные на свободный выбор, творчество самореализацию учеников.

Нередко гуманистическая по форме образовательная технология «не работает» , если педагог придерживается монологического способа взаимодействия с учащимися. При этом стиль взаимоотношений отражается на здоровье ребенка.

Оказание помощи в самоопределении, создании условий для активизации личностных функций ребенка возможно лишь в диалогическом взаимодействии, которое В.В. Селевко называет элементарной единицей гуманистического обучения. Однако необходимым условием учебного диалога является «диалогическая готовность» учителя, который должен быть готов к изменению своего мнения и к совместному поиску истины вместе с учащимися.

Преодоление здоровьезатратного характера образовательного процесса в современной школе требует от педагога систематического включения в урок специальных приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. К подобным приемам относятся все способы увеличения двигательной активности учащихся: физкультминутки, режим динамических рабочих поз, использование приемов пассивной и активной релаксации, различных способов переключения; массаж активных точек, дыхательные упражнения, сенсорные тренажи; психогимнастика; психологический настрой на урок и т.п. Однако сами учителя признают, что недостаточно владеют специальными оздоровительными приемами или не имеют соответствующей мотивации их использования на уроках.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Физические упражнения благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, небольшой по интенсивности и времени (1 – 3 мин) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой.  Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика осанки (Примерный комплекс физкультминуток см. в Приложении).

В существующей классификации образовательных технологий В.В. Селевко выделяет технологии развивающего обучения: личностно ориентированные, предметно ориентированные, игровые и др. Аспект сохранения здоровья школьников не выделяется в них как основной. В сложившейся ситуации учителю важно уметь преломлять дидактические категории в образовательных технологиях так, чтобы они гарантировали здоровьесберегающий характер обучения. Наиболее актуальным и первоочередным является грамотным структурирование содержания, выделение ключевых линий, основных понятий, закономерностей, межпредметных связей и продумывание на их основе рациональной логики процесса обучения. Плохая структура содержания затрудняет усвоение знаний и умений и отрицательно сказывается на физическом и психическом состоянии школьника. К тому же увлечение интеллектуальными методиками обучения, эксплуатирующими левополушарные области мозга, приводит к ухудшению эмоциональной составляющей психического здоровья школьников.

Здоровьесберегающим потенциалом обладают технологии эвристического обучения, стимулирующие развитие творческих способностей, инициирующие развитие образного мышления, воображения, фантазии, интуиции. Ситуации творчества позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снимают мышечное напряжение. Использование в технологиях обучения и воспитания игровых методов и приемов, оптимальное сочетание их с другими методами повышают учебную мотивацию учащихся, способствуют менее затратному достижению учебных задач.

Здоровьесберегающим потенциалом обладают методы и формы, предполагающие дифференциацию обучения. Внутриклассная дифференциация обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому ученику, наиболее эффективна. Она позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха. Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности, предоставления им свободы выбора выполнения учебных задач повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а следовательно, укрепляет здоровье.

Особое внимание в укреплении здоровья играют формы организации учебно-воспитательной деятельности. Доминирование на всех этапах обучения фронтальной формы организации приводит к мышечной зажатости, скованности, возникновению сколиоза. Творческое сочетание парных, групповых, индивидуальных и коллективных форм работы снимает динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс.

Несмотря на значимость материальных, санитарно-гигиенических, дидактических и психологических условий, ключевую роль в решении задач сохранения здоровья детей играет личность учителя. Задачи охраны и укрепления здоровья школьников могут решаться только в том случае, если учитель сам будет обладать психическим и соматическим здоровьем. Психическое здоровье означает зрелость, сохранность и активность механизмов саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Профессиональная деятельность педагога имеет особое влияние на его психическое здоровье. К сожалению, специалисты отмечают, что учителя как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Для учителей с 15-20-летним стажем характерны педагогические «кризы», «истощения», «сгорания». Учителю важно уметь регулировать собственное поведение, анализировать педагогическую деятельность с позиций доминантной профессиональной ценности – личности ребенка, осознавать значимость собственных усилий в поддержке психического и соматического здоровья.

Таким образом, собственная установка учителя на личностный  рост, развитие здоровьесберегающего потенциала личности становится залогом и успешного здорового личностного становления учащихся.

В специальной литературе описаны факторы, влияющие на поддержание психического здоровья человека:

1.      Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Радость – одно из самых лучших лекарств. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни  и болезни, и потому у них не формируется «гормон страха», который разрушающе действует на организм.

2.      Разнообразие впечатлений. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

Академик  П.К. Анохин  писал, что никакой «сумасшедший» ритм жизни не могут вызвать гипертонии, если периоды наибольшего напряжения чередуются с периодами покоя. В целях сохранения «здоровья мозга» полезно помнить, что люди, которые в среднем спят 7-8 часов, живут дольше, чем, те, которые спят менее 5 часов или более 10 часов в сутки.

3.      Интересное хобби.

4.      Обращение к музыке. Как писал В.М. Бехтерев, она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

5.      Игры с детьми.

6.      Общение с природой целительно воздействует на психику человека.

7.      Культура общения - это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей: соблюдение правил хорошего тона , доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности .

8.      Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе.

9.      Самоорганизация труда: личная организованность; рациональное распределение рабочего времени; рациональное оборудование личного рабочего места; профессиональное выполнение своих функций.

10.   Самоконтроль и саморегуляция (соблюдение личной гигиены, гигиены труда и отдыха, режим питания).

11.   Самоценность личной жизни. Трудовая деятельность не должна обкрадывать личную жизнь.

Таким образом, от того, как будет прожита трудовая жизнь педагога, зависит не только физическое и душевное благополучие учителей, но и детей, с которыми мы ежедневно общаемся.

 

              

 

Литература:

1.                      Джатдоева Ф.А. Как защититься от йододефицитных заболеваний. Пособие для педагогов / Ф.А. Джатдоева; Москва, 2002.

2.                      Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. / И.В. Никишихина;  – Волоград: Учитель, 2008.

3.                      Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели / авт.-сост. О.М. Новрузова. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.                      Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.

5.                      Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников./ М.В. Ткачук;  Воспитание школьников,  № 9 2007.

6.                      Уланова С.А. Управление развитием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении: учебно-методический комплект для слушатиелей программы профессиональной переподготовки «менеджмент в образовании» / С.А. Уланова; Коми республик. Ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009.

Категория: Мои статьи | Добавил: galina (23.10.2013)
Просмотров: 3245 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • КРИРО
  • Министерство образования
  • Управление образования
  • Сайт МАОУ "СОШ №24"
  • 273-ФЗ от 29.12.2012г."Об образовании в РФ"
  • ФИПИ
  • ГИА
  • Сайт Перовой И.Н.
  • Единая коллекция ЦОР
  • Орфография и пунктуация
  • Сайт Захарьиной Е.А.
  • Презентации к урокам
  • Литературная газета"
  • Русский язык в школе"
  • Сабина Вартанова
  • Педагогические технологии
  • Плэйкаст
  • Сообщество uCoz
  • Инструкции для uCoz


  • Сайт Никулиной Галины © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz